В соответствии с требованиями СНиП 3.06.03.-85 п.14.3, одним из параметров приемочного контроля, является контроль ровности слоев оснований и покрытий путем определения алгебраических разностей высотных отметок, а пункт 14.5 СНиП 3.06.03-85 при приемке работ требует измерение неровности участка автомобильной дороги с помощью нивелирования. ГОСТ 30412-96 требует производить определение неровностей оснований и покрытий автомобильных дорог с помощью нивелира и нивелирной рейки.
Требования к нивелиру и нивелирной рейке.
Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528-90.
Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.
Подготовка к измерениям.
Длина участка измерений должна быть не менее 400м.
Места установки нивелирной рейки располагаются на одной линии, находящейся на расстоянии 0.5-1.0 метра от кромки основания (покрытия) дороги. Разбивка производится с помощью рулетки с интервалом 5+0.2 метра и фиксируется на основании (покрытии) меткой.
Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.
Проведение измерений.
Отсчет по рейке на первой точке в журнале записывают как отсчет по задней рейке. Все остальные отсчеты на данной станции записываются как отсчеты по передней рейке.
Так как плечи технического нивелирования не должны превышать 150 метров, нивелирование участка производится с нескольких станций. Число станций при нивелировании участка не ограничивается. При переходе на следующую станцию, для сохранения единой системы высот, нивелирная рейка с последней точки предыдущей станции не снимается. На последующей станции по рейке, стоящей на последней точке предыдущей станции, снимается отсчет и записывается в журнал как отсчет по задней рейке (т.е. на связующей точке в журнале должно быть записано два отсчета: с предыдущей станции как отсчет по передней рейке, с последующей - как отсчет по задней рейке). Исходная высота первой точки может быть как абсолютной, так и относительной (целесообразно использовать относительную высоту Н=100,000 м.).
Обработка данных и предоставление результатов измерений.
Для проведения расчётов выполненных измерений и выдачи результатов разработана соответствующая программа, существенно сократившая время расчёта и исключившая ошибки при расчёте. (в программе предусмотрен ручной ввод проектных радиусов вертикальных кривых, а также, в случае отсутствия данных о проектном радиусе или при строительстве дороги по обертывающей, их вычислять автоматически. По проектному или вычисленному радиусу программа вводит поправки в значения неровности (приложение Б ГОСТ 30412-96))
Вычисленный радиус вертикальной кривой заносят в ведомость "Обработка результатов нивелирования" (при этом со знаком плюс если кривая выпуклая и со знаком минус если кривая вогнутая). Программа автоматически вычислит и введет поправки в значения неровностей.
Результаты определения неровности отображаются в "Ведомости обработки результатов измерений". В ведомости вычисляются фактические значения неровности, а также значения неровности, которые превышают допустимые значения. Вывод о соответствии участка требованиям ГОСТ и СНиП дается в ведомости "Результаты определения неровности". При этом учитываются такие показатели как 90 % неровности меньше (равно допустимому) и 10 % не превышающие 1,5 допуска.
Для наглядности программа строит графики: продольного профиля, фактических значений неровности, значений неровности выше допустимого, значений неровностей, превышающих 10 % 1.5 допуска, гистограммы неровности выше допустимого и значений неровностей, превышающих 10 % 1.5 допуска .
Распечатка результатов определения неровности участка автомобильной дороги производится со следующих "листов" книги: "Титульный лист", "Обработка результатов измерений", "Ведомость обработки результатов измерений", "Результаты определения неровности", "Графики".
В результате заказчик получает полный технический отчёт на соответствии участка автомобильной дороги по показателям ровности согласно требованиям действующих нормативных документов.